В УСЛОВИЯХ ПРОГРЕССИРУЮЩЕЙ УРБАНИЗАЦИИ природная среда является той составляющей пространственно-планировочной структуры города, которую необходимо бережно сохранять или даже воссоздавать при разработке новых стратегий развития территорий. Инновационные ландшафтные технологии и приёмы ландшафтного проектирования и строительства позволяют преобразовывать деградирующие городские территории или формировать современные ландшафтно-градостроительные объекты и комплексы, обеспечивающие экоустойчивость и улучшающие окружающую среду. Так на передний край градостроительной теории и практики выходит ландшафтный урбанизм: новое направление в эволюции городов в условиях глобализации, которое рассматривает проблемы функционирования города через «призму» ландшафтного подхода.
Ландшафтный урбанизм направлен на создание экологически безопасной и социально-ориентированной структуры территории, открытой навстречу природе и комфортной для людей. Он задаёт новые подходы к формированию градостроительных структур, основанные на проектировании в соответствии с принципами экологической устойчивости и с бережным сохранением существующей ландшафтной структуры территории.
Современная ландшафтная инфраструктура города отличается от системы рекреационных территорий более сложными функциональными связями, более сложной и подробной интегрированной пространственно-функциональной структурой. Например, система рекреационных территорий является уже частью ландшафтной инфраструктуры города, а не основным функциональным элементом плана озеленения, как это было 20 лет назад. Формирование социально-ориентированной и комфортной для людей городской среды, путём использования современных приемов в области ландшафтного проектирования и дизайна, а также новых технологий в области ландшафтного строительства, позволяет создавать идентичность и уникальность ландшафтно-градостроительных объектов и комплексов различного функционального назначения. Этот процесс начинается с создания взаимосвязанной системы озеленённых транспортных пространств, городских общественных парков, скверов, площадей, пешеходных улиц, набережных, и заканчивается формированием внутренних пространств жилых комплексов и архитектурных объектов, проектируемых на основе принципов «зелёной архитектуры», которые с позиций ландшафтного урбанизма должны сливаться в единую ландшафтно-градостроительную систему города. Создавая такую интегрированную ландшафтно-градостроительный систему, мы можем прогнозировать стабилизацию экологической обстановки в городе, решить проблему обеспечения комфортной и безопасной среды для всех слоев населения города.
В современных условиях активной урбанизации, ландшафтный урбанизм является наиболее эффективным и комплексным научно-практическим подходом современного градостроительства к планированию, развитию и трансформации городов, который можно определить как новую форму урбанизма в XXI веке.
Невозможно рассуждать о ландшафтном урбанизме, не опираясь на реальные проекты, которые в своё время определили новые направления в трансформации урбанизма XXI века.
Родоначальником ландшафтного урбанизма американские ученые считают Фредерика Олмстеда, а Центральный парк в Нью-Йорке, созданный им совместно с английским архитектором Кальвертом Во, – первым городским общественно-рекреационным объектом, сформированным на основе ландшафтно-градостроительного подхода. Проектируя Центральный парк, Олмстед и Во положили в основу идеи ландшафтной композиции парка сохранение уникального природного ландшафта, сформировавшегося в ложе ледника 18 тысяч лет назад. Сохранение естественного ландшафта Олмстед и Во видели в его преобразовании путём создания новой пейзажной композиции в структуре рельефа на основе формирования удобной раздельной транспортной системы для посетителей парка. Такой подход направлен на активное включение природы в структуру города на основе сохранения и воссоздания её естественного биоразнообразия для формирования идентичного и эстетически привлекательного городского пространства. Современными примерами этого подхода являются променад High Line в Нью-Йорке, Олимпийские парки в Лондоне и Сиднее, парк Fresh Kills на месте нью-йоркской мусорной свалки, парк Father Collins в Дублине, Площадь Испании в г. Санта-Крус на Тенерифе, Schouwburgplein в Роттердаме и многие другие образцы современной ландшафтно-градостроительной практики. Они демонстрируют не только гармоничное включение объектов в пространственно-планировочную структуру города, но и их влияние на развитие прилегающих территорий.
Теоретиком и одновременно успешным практикующим архитектором в области ландшафтного урбанизма по праву считается Джеймс Корнер (James Corner), основатель и владелец знаменитой ландшафтной компании James Corner Field Operations. Он первым предложил и обосновал главные теоретические положения концепции ландшафтного урбанизма. Возникновение новых «гибридных» проектов, которые не вписывались в типологические рамки традиционного ландшафта и урбанизма, оказало влияние на формирование теоретической концепции ландшафтного урбанизма. Знаковыми проектами, предвосхитившими появление ландшафтного урбанизма на различных иерархических уровнях планирования, являются парк Ла Виллет в Париже, Northpark в Атланте, Trinitat Cloverleaf Park и Park del Forum в районе Diagonal Mar в Барселоне, Museumpark в Роттердаме, квартал Yerba Buena в Сан Франциско, градостроительный план жилого района Борнео Споренбург в Амстердаме и, конечно, уникальная по своей экологической направленности многоступенчатая стратегия развития Сингапура, которая успешно реализуется с 70-х годов прошлого столетия.
Появление ландшафтного урбанизма – новой градостроительной парадигмы третьего тысячелетия, – является, по мнению американского градостроителя и основателя теории «нового урбанизма» Андре Дуэйни (Andres Duany), вызовом теории «нового урбанизма». Увлеченность американских градостроителей теорией «нового урбанизма» оказала влияние и на формировании ландшафтного урбанизма. Специфичность американских городов – высоко урбанизированный центр, абсолютное отсутствие пешеходных пространств в центре города, ориентированность транспортной инфраструктуры на передвижение только на автотранспорте, огромные территории субурбий – требовала новых подходов для решения градостроительных проблем с позиций создания открытой, безопасной, комфортной и социально ориентированной городской среды. Теория «нового урбанизма» могла быть эффективно использования для преобразования субурбий и небольших городов и их функциональных зон, но проблемы крупных городов и мегаполисов не могли решаться на её основе. И хотя идеи ландшафтного урбанизма зародились именно в Америке, ландшафтный урбанизм, вероятнее всего, не будет здесь иметь доминантного значения.
Совершенно другая ситуация в европейских городах с их исторически сложившейся пространственно-планировочной структурой, с чётко обозначенным историческим центром, высокой плотностью застройки, идентичностью и художественным своеобразием столетиями формировавшейся историко-культурной городской среды.
Например, современная градостроительная стратегия развития Дублина – пример интеграции основных принципов и подходов нового урбанизма и ландшафтного урбанизма. Дублин сегодня один из городов Европы, где последовательно проводится градостроительная политика улучшения условий жизни для всех категорий его жителей, и это, прежде всего, связано с потребностями города в устойчивом развитии. Особое внимание в стратегии развития города уделено проблемам формирования устойчивой «зелёной инфраструктуры», так как она базируется на сохранении и развитии системы открытых озеленённых пространств и расширении их функционального насыщения для создания комфортной и экологически устойчивой среды города.
Интересным и своеобразным примером интеграции принципов нового урбанизма и экологически ориентированных подходов ландшафтного урбанизма является формирование в районе Дублина North Fringe современного компактного градостроительного образования. Это жилой район с устойчивой плотностью и вариативностью типологии жилой застройки, с социально-ориентированной, эффективной транспортной инфраструктурой, экологичной инженерной инфраструктурой, и одновременно открытого природной среде. В его структуру включены сельскохозяйственные угодья католической общины и естественные водно-болотные природные территории, из которых возник уникальный парк Father Collins. Парк был завершён в 2009 году, и в 2010 году удостоился сразу нескольких престижных званий и наград: The Sustainability Award, Best Public Space, Best Public Park & Best Environmentally Friendly Initiative.
Важность применения идей ландшафтного урбанизма для развития и трансформации российских городов связана с тем, что большинство городов здесь отличаются неповторимыми природно-планировочными особенностями градостроительной структуры. Интеграция России в общемировой экономический процесс способствует расширению внешних экономических и социально-культурных связей. По степени комфортности и благоустроенности городов судят не только о приоритетах в экономическом развитии, но и о национальной политике в области охраны окружающей среды, охраны исторического наследия, о здоровье нации. Образ города и уровень его инфраструктурного развития является зеркалом, отражающим проблемы общегосударственного и национального значения.
Я могу привести пример из российской градостроительной практики, который является, возможно, первым современным объектом ландшафтного урбанизма в России. Это Крымская набережная в Москве, созданная на основе реновации постиндустриальной территории. Крымская набережная – интересный и удачный пример формирования общественно-рекреационных пространств в структуре набережных Москвы-реки. Сейчас достаточно сложно определить, станет ли этот объект знаковым маркером градостроительного развития прибрежных территории города, но несомненно, что появление такой современной общественно-рекреационной территории в структуре Москвы окажет влияние на формирование нового образа города.
Заказать